пятница, 8 июня 2012 г.

Изгнание демона Лапласа

Есть люди, верящие в то, что человечество - это вершина эволюции. Есть люди, верящие в карму. Есть люди, верящие в фен-шуй. Есть люди, верящие в магию. А есть люди, верящие в судьбу. О последних мне хотелось бы написать сегодня.

Что вообще такое судьба? Википедия утверждает, что
Судьба́ — стечение объективных (внешних) обстоятельств, на которые субъект (человек) не способен влиять.
При таком определении, конечно же, не верить в судьбу глупо. Всегда будет то,  на что человек повлиять не в состоянии. [Хотя, с точки зрения теории хаоса... Но про это позже]

Но чаще под судьбой понимают некоторую предопределённость. Понимают набор событий, которые "суждены" случиться и которые "не суждены". Кому-то до конца жизни суждено заниматься одним и тем же делом за гроши, а кому-то суждено разбогатеть. Кому-то суждено стать звездой, кому-то - помереть в одиночестве. Кому-то суждено встретить "свою половинку" (причём ту самую, одну-единственную), а кому-то - нет. Всё уже предопределено, и что ни делай, от твоих решений ничего не зависит, потому что они уже сделаны заранее и записаны куда-то там на ладонь, откуда всякие хе хироманты их читают.
Я не хочу в это верить.

Суть в том, как представлять наш мир - однозначным и детерминированным или хаотичным и неопределённым. В первом случае действительно существуют и судьба, и предсказания будущего, а поведение каждого индивида и даже каждой частицы заранее известно (определением прошлого и будущего каждой частицы занимается демон Лапласа). А во втором ничего неизвестно и, согласно теории хаоса, малейшее изменение начальных параметров может повлиять на всю систему самым неожиданным образом (так называемый эффект бабочки).

Нет, конечно, из крайности в крайность переходить нельзя. В полностью хаотичном даже неизвестно, что случится в следующую секунду. Конечно, некоторые причинно-следственные связи вполне однозначны, если просчитать их все и их влияния друг на друга. Правда, вследствие своего убеждения, согласно которому вероятность абсолютно любого события в абсолютно любой момент времени отлична от нуля, я совсем не могу привести ни одного примера, где одно событие происходит после другого в 100% случаев. Но наш мир достаточно определён, чтобы делать относительно точные прогнозы на относительно небольшие промежутки времени. На день [правда, некто Берлиоз как-то доказал, что даже такие короткие планы и прогнозы не всегда сбываются], на неделю, в некоторых случаях на месяц. Ведь погоду же предсказывают. Правда, не всегда точно. А программы телепередач могут прерываться неожиданными техническими перерывами или экстренными выпусками новостей.

Так к чему я.клоню. Наш мир слишком хаотичен, чтобы было возможно проследить все причинно следственные связи на длительном промежутке времени. В любой момент человек может сделать любой выбор. И никто не знает заранее, как это повлияет на мир. По крайней мере, мне хочется в это верить. Верить в то, что от моих решений хоть что-нибудь зависит.

Может, я и не прав, господа фаталисты не ошибаются, а вся наша жизнь записана заранее. Учёным пока это неизвестно [если, конечно, от нас ничего не скрывают из-за какого-то заговора], и я очень сильно сомневаюсь, что ответ на это будет найден. Если это произойдёт, то ладно. А пока что я буду верить в то, что считаю правильным.

P.S. Прошу простить меня, если я неправильно использую какие-то термины и суждения, ибо я  , скорее всего, недостаточно много понимаю в философии, теории хаоса и теории вероятности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий